На протяжении многих лет я работаю журналистом международного молодёжного театрального фестиваля «Русская классика», участвую в выпуске фестивальной газеты. Несколько рецензий на спектакли этого года…
ОТ КУРСКОГО ВОКЗАЛА ДО КРЕМЛЯ ЧЕРЕЗ ПЕТУШКИ
Фестиваль «Русская классика» предполагает участие спектаклей, поставленных по произведениям уже признанных авторов. Не так давно ушедший от нас писатель Венедикт Ерофеев, несмотря на спорность его творчества, стал классиком постсоветской литературы ещё при жизни, а сейчас спектакли по его произведениям идут во многих театрах.
В известной поэме Ерофеева «Москва-Петушки», помимо главного героя – Венечки, присутствует большое количество второстепенных персонажей. Их задача – отчасти развеселить, а отчасти смягчить, «разгрузить» драматизм повествования. В показанном московским актёром (он же – режиссёр постановки) Сергеем Карякиным моноспектакле оставлена только линия главного героя – трагическая история непутёвой жизни вполне симпатичного, но слабого, неустроенного, мятущегося, раздираемого противоречиями и спивающегося человека.
Вся тяжесть этой нагрузки выпала на одного Сергея — сложнейшая актёрская задача и сверхчеловеческое психологическое напряжение. Причём сценарий построен таким образом, что те узнаваемые фрагменты произведения, которые легче всего отыграть на сцене и которые давно уже разошлись на цитаты – не использованы. Сергей взялся за непосильный, казалось бы, труд, и блестяще с ним справился. Он не играл на сцене, а прожил на глазах у зрительного зала печальную историю.
Чувства, которые зритель испытывает по отношению к его герою, неоднозначны. Тут и стыд — вроде как подсматриваешь в замочную скважину за другим человеком. И некоторая неловкость — за то, что видишь непредназначенное для посторонних глаз. Жалость и беспомощность — оттого, что не в силах помочь этому человеку, дороги которого, куда бы он ни шёл, приводят его на Курский вокзал…
Впрочем, этому человеку нужно лишь одного – чтобы его выслушали. И, если уж не помогли, то хотя бы не кидали в него камнями. Потому что он тоже — человек. Деликатный, талантливый, способный на глубокое чувство. Че-ло-век! Удалось ему всё же побывать на Красной площади – мельком, в темноте, перед самым концом. Возможно, это надежда и признание там — «на небе» — того светлого и чистого, что есть в главном герое поэмы.
Хочется пожелать Сергею Карякину грамотных режиссёров, творческих предложений, достойных его таланта. А ещё очень хочется посмотреть работы этого актёра в новых спектаклях.
СОНАТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО
«Записки сумасшедшего» написаны в виде дневника, который ведёт мелкий петербургский чиновник Аксентий Поприщин. Этот типичный для всех «Петербургских повестей» Гоголя «маленький человек» недоволен своей скучной жизнью и униженным положением. Чувство безысходности и обиды, неутолённое честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.
Трагикомедию по одноимённому произведению Н.В.Гоголя привёз на фестиваль Азербайджанский государственный Театр юного зрителя. Талантливая режиссёрская работа Д.Салимовой и яркое актёрское исполнение Ш.Гусейнова соединились в спектакле в нечто совершенно изысканное и, одновременно, темпераментное — как могут соединиться спокойная неторопливая река и бурный полноводный поток. Несмотря на то, что спектакль шёл на азербайджанском языке, благодаря мастерству, природной энергетике и тем выразительным средствам, которыми пользовался актёр, вся гамма чувств и переживаний главного героя была, безусловно, понятна зрителям.
Сценическое пространство оформлено лаконично и точно: железная кровать, поставленная чуть наискосок, диагональной линией проходящая над ней верёвка, жестяное ведро и таз – санитарная комната. Разбросанные вокруг рваные газеты и клочки бумаги, указывающие на внешний хаос помещения и внутренний хаос душевнобольного человека. Такими лаконичными средствами создаётся выразительное впечатление палаты сумасшедшего дома.
Бумажная фигурка женщины на длинной нити, которая то исчезает из поля зрения, то находится в центре зрительского внимания, олицетворяя собой предмет обожания и недосягаемую мечту несчастного Поприщина. Трогательная сцена с игрушечной собачкой – главный герой воображает, что общается с собачкой девушки, в которую влюблён, и пытается от неё узнать секреты своей возлюбленной – является, безусловно, замечательной режиссёрской находкой. В сценическое действие гармонично вплетается музыка А.Шнитке, недаром поэтому спектакль бакинцев имеет ещё одно название — «Соната для виолончели и фортепиано».
Меня, как человека, много лет связанного с медициной и встречавшегося в своей практике с нервными расстройствами, поразила точность передачи Ш.Гусейновым этого зыбкого пограничного состояния психики. Кстати, сам актёр рассказал на обсуждении после окончания спектакля, что верит в энергетику театра, в энергетику спектакля, чувствуя её присутствие буквально повсюду — в костюмерной и на сцене. Поскольку накануне «Записок сумашедшего» питерский театр «Ковчег» с успехом показал пьесу В.Астафьева, Шовги очень переживал по поводу своего выступления – не помешает ли эмоциональная энергия чужой профессиональной работы его собственной? Наверное, способность улавливать на тонком уровне витающие в пространстве настроения и впечатления как раз и есть один из признаков актёрского таланта.
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
Сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» в майские фестивальные дни «Русской классики» показала театральная студия Лобненского лицея. Руководитель студии – учитель русского языка и литературы Ю.С.Пасальская. Зал был переполнен, зрители сидели даже на полу, перед самой сценой — поддержать своих юных артистов и порадоваться за их выступление пришли учителя, родители и одноклассники.
Спектакль, в котором было задействовано 38 человек (ученики из шестых и десятых классов и один одиннадцатиклассник) получился зрелищным. Ребята играли с удовольствием, чувствовалось, что их увлекает сценический процесс. Привлекали внимание яркие костюмы, сшитые, в том числе, и самим режиссёром.
Интересна идея постановщика сделать бумажные цветы и раздать их перед началом действия зрителям. Когда по сценарному замыслу героине надо было собирать подснежники, то собирала она их на импровизированной «поляне» — в зрительном зале. Самые маленькие зрители очень переживали, если им не удавалось отдать свой цветок бедной падчерице.
Ещё одной отличительной особенностью спектакля стали хореографические номера, так же поставленные Юлией Сергеевной, для которой эта работа стала дебютом. Хочется поздравить педагога с первым спектаклем и пожелать ему и его воспитанникам новых интересных работ. Молодцы!
ОЧИЩАЮЩИЙ ЛИВЕНЬ
Старшая группа театра-студии «Лирика» привезла в Лобню замечательный авторский спектакль «Ливень» по мотивам пьесы А.П.Чехова «Безотцовщина» (сценарий и постановка Юлии Суворовой).
Четыре года назад на «Русской классике» театр представил свою первую работу, сказку Е.Шварца «Обыкновенное чудо», год спустя — пьесу А.Вампилова «Старший сын», и вот теперь – новая серьёзная работа. Приятно было увидеть повзрослевших, возмужавших ребят, порадоваться их профессиональному росту. Теперь они не школьники, с которыми режиссёр начинал свой творческий путь, а студенты.
Постановка интересна правильно подобранным музыкальным сопровождением, сценарной интерпретацией, удачными режиссёрскими находками, расстановкой акцентов, главный из которых — всепрощающее, сберегающее женское начало. Не случайно на развороте программки спектакля напечатано стихотворение Е.Евтушенко:
…Но есть такая женская рука,
Которая особенно сладка…
…Но есть такое женское плечо,
Которое неведомо за что
Не на ночь, а навек тебе дано…
… Но есть такие женские глаза,
Которые глядят всегда грустя,
И это до последних твоих дней
Глаза любви и совести твоей…
И, когда кажется, что «весь мир с тобой в раздоре» — «Простят всё то, чего прощать нельзя…»!
В ОЖИДАНИИ КОЗЫ
«В ожидании козы» — казалось бы, несолидное название для спектакля. Но это серьёзная повесть Е.Дубровина, написанная о подростках и для подростков. О трудном послевоенном детстве, лишениях, безотцовщине и личностном становлении. В 1988 году режиссёр Галина Юркова по мотивам повести и сценарию Сергея Бодрова и Георгия Данелия сняла лирическую трагикомедию — фильм «Француз», который, наверное, памятен зрителям.
Спектакль поставлен режиссёром И.Д.Соколовой — учителем математики и руководителем театральной студии «Страна ОЗ» школы №8. Любопытно, что сценарий писали сами ребята, занятые в спектакле, и то, что самих подростков так «зацепило» авторское произведение – это очень высокая оценка повести.
Не остались равнодушными и зрители, младшие ученики школы №5 – они смотрели на действие не отрываясь, комментировали, а после спектакля выразили желание самим стать артистами и даже сфотографировались группой на сцене. Неизвестно, получатся ли в будущем актёры из тех, кто был задействован в постановке и из их поклонников, но то, что дети так отреагировали на саму повесть и спектакль – дорогого стоит. Браво педагогу! Сопереживание другим людям – вот какую черту человеческого характера он смог показать своим воспитанникам.
ШУТКИ ДОКТОРА ЧЕХОВА
Театр «Апрель» из г.Химки представил на фестивале комедию «Шутки доктора Чехова» по известным рассказам А.П.Чехова «Медведь» и «Предложение» (режиссёр – Т.И. Гальперина).
Химкинский театр основан выпускником театрального училища имени Б.Щукина И.П.Лепиховым в 1974 году как театр-студия «Химки-74» при ДК «Родина». В 1990 году студия была переименована в Химкинский городской театр «Апрель». Сейчас имеет стационарную сцену (130 мест), постоянную труппу (10 актеров), репертуарный план – 12 спектаклей, рассчитанных на детскую и взрослую аудиторию.
Показанная зрителям «Русской классики» постановка понравилась хорошими, качественными актёрскими работами и точной передачей атмосферы того времени, когда свои ранние произведения — короткие рассказы, юморески, фельетоны — писатель подписывал псевдонимом «Антоши Чехонте» и называл их «мелочишками»…
Будем рады снова увидеть «Апрель» в будущем году!
БАРАБАНЩИЦА
Пьесу А.Салынского, рассказывающую о подвиге советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, о девушке-подпольщице, выполнявшей спецзадание в тылу врага, привёз в Лобню Народный театр из посёлка Запрудня. Режиссёр театра Т.А.Ракова — выпускница Московского областного колледжа искусств.
Главная героиня истории, Нила Снежко, служила переводчицей в гестапо. После освобождения города от немецких оккупантов работа Нилы продолжается — теперь надо ликвидировать оставшееся в городе немецкое подполье. Окружающие с презрением воспринимают её, как предателя, как «немецкую овчарку», дворовые мальчишки бросают в неё камни и мечтают взорвать изменницу … Комсомолка Нила Снежко погибает от пули немецкого офицера, но, что гораздо страшнее – презрение людей, ради которых девушка рисковала жизнь.
Автор пьесы А.Салынский во время Великой Отечественной работал военным корреспондентом, и произведение написано им на основе достоверных событий. На вопрос режиссёру, почему она взяла именно эту пьесу, Татьяна Алексеевна ответила, что её заинтересовала тема «Праведника и Толпы». Зачастую люди, не зная истинных мотивов поведения «падшего», на их взгляд, человека, ориентируются лишь на внешнюю составляющую его жизни, считая себя лучше и чище, а порой даже могут стать причиной его гибели. Что, собственно, и произошло в трагедии «Барабанщица» — Нилу убивает враг, но удаётся это только благодаря «бдительному и высоконравственному» соседу.
ПОТОМУ ЧТО ЭТО НАШИ ДЕТИ…
10 мая с комедией «Антоша Чехонте шутит» по рассказам А.П.Чехова на главную сцену города вышли воспитанники школы №6. Режиссёр спектакля — преподаватель литературы Н.В.Батова.
Как всегда, во время выступлений этой школы зал полон – учителя во главе с директором, одноклассники, родители и знакомые поддерживают юных актёров. Как всегда – радость и гордость зрителей за тех, кто отстаивает на сцене честь школы, дружные аплодисменты и море цветов. Во время представления взрослые хохотали, как дети. После спектакля удалось поговорить со зрителями, и отзывы их о спектакле были однозначно положительными и жизнерадостными — «Было очень смешно! Воспринималось всё в современном ключе… Время идёт, а люди-то не меняются!» Руководитель театрального кружка «Золотой ключик» С.Л.Синицина: «Дети очень свободно держаться, раскрепощены. Учитель, ставя спектакль, работает ради удовольствия, делает праздник – себе, детям, родителям. Это хорошо».
— Смотрели на наших подростков и видели их в новом качестве, — сказал один из педагогов 6-й школы. — Одно дело у доски отвечать, а другое – здесь, на сцене… А мальчики как играли! Взрослые, солидные! Девочки красивые! Репетиции научили ребят чуть больше рассуждать.
— У вас команда очень дружная – почти весь учительский состав приходит.
— А как же?! Потому что это наши дети. Приходят же родители к своим детям в детский сад на утренники. Так вот это – то же самое…
ГОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ
Накануне 9 мая в театре прошёл концерт, посвящённый 71-й годовщине Дня Победы «Я возвращенья к жизни не забуду». Начался он с музыкального номера — стажёр МГК им.П.И.Чайковского Елизавета Дьякова исполнила произведение И.С.Баха – «Сицилиану» и «Престо» из сонаты №1 соль-минор для скрипки соло. Стихи Юлии Друниной читала актриса и поэтесса Любовь Кашенцева. «Я ушла из детства в грязную теплушку…», «На носилках, около сарая, на краю отбитого села…», «Машенька, связистка, умирала…», «Ромео и Джульетта», «Зинка» — стихи о войне. И о женщинах на войне.
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И сотни раз – во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Знакомые строки в который раз захлёстывали своей болью и правдивой пронзительностью. Мама актрисы – фронтовик, поэтому, рассказывая о женщинах на войне, Любовь Валентиновна рассказывала и о самом дорогом человеке…
В зрительном зале не было случайных людей. Знакомые, близкие, поклонники – на вечер пришли те, кто любит творчество и актёрское дарование Любови Кашенцевой.
ЖДЁМ ВАС В БУДУЩЕМ ГОДУ!
В первый день фестиваля студенты 4-го курса московского театрального техникума им.Л.Филатова показывали чеховский спектакль «Три сестры». А седьмого мая на подмостки «Камерной сцены» со своей постановкой «Мотивы любви» по произведениям того же автора вышли студенты 2-го курса. Поставила спектакль Е.А.Моногарова, запомнившаяся прошлогодней работой «Валентин и Валентина», высоко оценённой жюри.
Репетировать начали на первом курсе. Вернее, вначале это были учебные этюды по драматическим новеллам Чехова. Позже появился самостоятельный спектакль, в котором общим связующим звеном стала тема мотивов любви между мужчиной и женщиной. Постановка получилась достаточно длительной по времени — в ней задействованы все студенты курса. На сцене было много танцевальных движений, музыки, актёрского пения. Елена Александровна предлагала своим воспитанникам сократить спектакль, пожертвовав несколькими этюдами, но артисты упросили режиссёра сохранить всю работу целиком, тем самым доставив публике удовольствие своей живой игрой и обаянием молодости.
Сейчас идёт работа над отрывками из Шекспира. Возможно, в следующем году «Русская классика. Лобня-2017» увидит повзрослевших студентов и их новый спектакль. Будем ждать!
БАСНИ…
Симпатичный, компактный, с грамотно и логично выстроенным сюжетом спектакль «Басни…» по произведениям Крылова, Эзопа и Лафонтена показала 6 мая на фестивале детская театральная студия «Светлячок» (театр «Волшебные краски», г.Химки). Руководитель студии А.В.Владимирцева.
Спектакль получился лёгким, искромётным, как, впрочем, и остальные работы этого режиссёра – постоянного участника «Русской классики». Юные актёры играли очень живо и органично, с полным пониманием сюжета и жанра. Дети не просто пребывали на театральных подмостках, они – действовали! До того им нравилось то, чем они занимались, что это удовольствие передалось и зрительному залу. Но, несмотря на лёгкость происходящего, в ненавязчивой игровой форме были показаны довольно серьёзные моменты – людские слабости и пороки. Проходят столетия, меняется внешний антураж, а человеческие недостатки — лень, трусость, хвастовство и другие — остаются прежними. Так было и во времена Эзопа, жившего в Древней Греции, и француза Лафонтена, и русского баснописца Крылова. Эти недостатки не имеют привязки к определённой эпохе и государственным границам. Они актуальны до сих пор…
ДУША-СИРОТА
Собственную сценическую версию-мистификацию пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» представил на фестивале Народный театр «Зеркало» из г.Красногорска. По замыслу режиссёра Е.А.Семёновой упор в постановке сделан на внутреннее содержание человека. «Внешняя жизнь – всего лишь игра, всё бытовое – не так важно. Главное то, что скрыто внутри», — говорит режиссёр. Свою задачу она видела в том, чтобы спрятать бытовой антураж, а внутреннее вывести на первый план, и это удалось в полной мере.
Уже с первой сцены начинается погружение в действие — не столько в происходящую деятельную активность актёров, сколько во внутреннюю сущность героев пьесы. Существует избитое выражение — «струны души». Но точнее и не скажешь – именно эти незримые струны с самого начала задеваются и начинают тонко вибрировать внутри зрителя.
Любопытный приём режиссёра – введение нового персонажа — девочки-судьбы, олицетворяющего душу главной героини, которую играет десятилетняя актриса младшей группы Народного театра В.Петухова. Чистая, нежная душа. Но никто не принимает в расчёт этот факт – на Ларису Огудалову (К.Цуркан) смотрят как на прелестную женщину, на которой невозможно жениться ввиду её бедности, но не стыдно иметь на содержании. И богатые господа Кнуров (Г.Вершинин) и Вожеватов («Вася» — так запросто его зовут в семье Огудаловых), друг детства Ларисы (А.Бирюков), изощряются в подарках – создавая «задел на будущее»; при этом самым циничным образом договариваясь, кому достанется Лариса. Мать девушки, Харита Игнатьевна (Л.Яковлева), которая искренне любит дочь, желает повыгоднее пристроить Ларису и не принимает во внимание её душевные переживания.
Интересен нестандартным подходом персонаж Карандышева (М.Мельников), на котором в пьесе сделан акцент. Человечек мелочный, ориентированный на внешнюю – «показную» — сторону жизни. Если в фильме Э.Рязанова Карандышев всё же вызывает чувство жалости, то здесь – только презрение и брезгливость.
Лариса по сценарию вообще никак не ориентирована на происходящее в реальности; она – олицетворение внутренней жизни. По замыслу режиссёра, актриса одета в серое сиротское платье. Босая. На сцене разуты только слуги и главная героиня. Судьба девушки определена уже с самого начала — у неё нет выбора. После произошедшего с Паратовым (О.Львов) ей и в голову не приходит продаться как-нибудь подороже…
Спектакль богат нешаблонными режиссёрскими приёмами, очень интересны актёрские работы, персонажи показаны в новом ракурсе. Театр «Камерная сцена» пригласил Народный театр «Зеркало» ещё раз показать свою работу лобненским зрителям. Рассказывать о спектакле – мало. Его нужно смотреть. Следите за афишей!
ЗДОРОВО!
Люди живут с надеждой на то, что обязательно случится что-то хорошее, необыкновенное. Случится… Когда-нибудь… Само собой… А жизнь проходит — день за днём.
Ничего не происходит в жизни умных, образованных, интеллигентных людей, неспособных к действию. Потому что они сами ничего не меняют, а только говорят об этом – мечтают, строят иллюзорные планы. Жизнь вносит свои коррективы в тихое существование провинциального города — приходят-уходят военные, случается пожар, в результате которого выгорает целый квартал, погибают люди от болезни и на дуэли. Это, своего рода, завершение определённого цикла, с которого можно было бы попытаться изменить своё существование, начать сначала, но – опять та же спячка, неспособность к действию, растрачивание наработанных ранее интеллектуальных и нравственных ресурсов. Сожаление…
Это чувство — по отношению к персонажам произведения А.П.Чехова «Три сестры». Чего не скажешь об исполнителях ролей в пьесе — студентах четвёртого курса московского театрального техникума им. Филатова, приехавших на «Русскую классику» со своим спектаклем. Режиссёры постановки – руководитель курса С.Ф.Тимушкова («Она нам, как мама», — такую оценку своему руководителю дали участники спектакля) и второй приглашённый педагог — А.С.Хохлов (студент выпускного курса Щукинского училища). Для него и «филатовцев» это важные зачётные работы.
Репетировать пьесу начали ещё два года назад, а официальная премьера состоялась 25 марта этого года. Спектакль воспринимается как очень динамичный и гармонично музыкально оформленный. Кстати, музыку к постановке, кроме хорошо известных и считающихся народными романсов (как, например, романс М.Матусовского и В.Баснера «Белой акации гроздья душистые…»), написал исполнитель роли Вершинина – студент театрального техникума Р.Аверьянов. В других ролях задействованы: Ольга Прозорова – М.Поспелова, Ирина Прозорова – М.Полякова, Маша Прозорова – А.Полякова, Андрей Прозоров – А.Гращенков, его жена Наташа – М.Волошина, Барон – П.Еремеев, Солёный – И.Швырин, Чебутыкин – Г.Алекса, Кулыгин – В.Логинов, нянька Анфиса – Е.Кононова.
Актёры показали на сцене отличную слаженность действий. Зрительские комментарии после показа — «Хорошая работа!», «Замечательный спектакль!», «Здорово!».
ВОТ ТАКАЯ ШКОЛА!
В этом году на фестивале «Русская классика» со спектаклем, поставленным по пьесе Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», дебютировала лобненская школа №1. В афише фестиваля указан режиссёр – Т.А.Горшкова, классный руководитель 8«А», ученики которого и сформировали основной костяк труппы. Но, как рассказала сама Т.А., кроме неё с ребятами занимались ещё два педагога: заместитель директора по учебно-воспитательной работе И.Е.Гаврилова и заместитель директора по учебной части Г.Н.Монахова.
Первая школа вышла на сцену после продолжительного перерыва. Было время, когда в учебном заведении с детьми занимался профессиональный режиссёр, и школьная театральная студия регулярно принимала участие в театральном фестивале, получая за свои работы высокие награды жюри. Любопытно, что никто из педагогов, готовивших спектакль к этому фестивалю, в рамках своей школьной работы не имеет отношения к литературе. Их предметы – математика, биология, химия и музыка. Репетировали учителя по очереди, кто был свободен. Место проведения репетиций тоже было всегда разным, в свободном на тот момент классе. Спектакль делали не по принуждению — учителя предложили своим ученикам «Хотите?», и те дружно ответили «Да!». В процессе кто-то ушёл, но многие остались. Начали с ребятами из 8«А», потом присоединились ученики из других классов.
Помимо заинтересованности общим делом, у этой постановки было несколько особенностей. Первая – юных актёров и режиссёров-постановщиков пришли поддержать находившиеся в зрительном зале одноклассники и педагоги школы. Кроме удовольствия от совместного творчества, это ещё и престиж школы – выйти со своей работой на главную сцену города. Вторая – в спектакле в хорошем колорите звучало живое синхронное пение. Недаром один из постановщиков, И.Е.Гаврилова – учитель музыки. Заместитель начальника Управления образования Н.М.Дорофеева с гордостью сказала:
— Первая школа у нас вообще поющая!
А третья особенность – то, что в спектакле были задействованы ребята разных национальностей: русские, украинцы, татары, чеченцы, узбеки, таджики, азербайджанцы. Не потому, что специально выбирали детей, а потому, что школа такая – поющая и интернациональная!
27.05.2016
С.Наумова-Чернышова