2016.11.10 — «Я морем только и жил…»

 

Этими словами Иван Константинович Айвазовский сам определил суть своей жизни и творческих интересов. Выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения художника и включающую в себя около 200 его полотен, представила зрителям Государственная Третьяковская галерея. Экспозиция, в которой приняли участие 17 музеев и ряд частных собраний, состоит из нескольких тематических разделов, представляющих многогранность и, вместе с тем, целостность творчества мастера.

Портрет И.К.Айвазовского кисти художника А.В.Тыранова

Портрет И.К.Айвазовского кисти художника А.В.Тыранова

Мне посчастливилось побывать на выставке великого мариниста за 10 дней до её закрытия — после неудачной попытки попасть в экспозиционные залы, отстояв длительную очередь, заранее был приобретён билет на конкретное число и время. Живое общение с работами художника превзошло самые оптимистические ожидания. Честно говоря, я думала, что, поскольку на всех картинах примерно одно и то же (море), то на осмотр много времени не понадобится. Не тут-то было! Три часа я знакомилась с работами мастера…

«Буря на Чёрном море», 1873г.

«Буря на Чёрном море», 1873г.

В XVIII веке в литературе, живописи и музыке сложилось понятие ноктюрна (от фр. nocturne — «ночной») – произведения лирического, мечтательного характера. Айвазовский, у которого рано сложился свой стиль и отточенные технические приёмы, всегда был верен заветам романтического искусства – внутри этого направления проходило его творческое развитие и стилистические изменения. Именно это и является индивидуальной чертой и своеобразием художника. Живописные образы его работ поэтичны и рождают ассоциации с музыкальными ноктюрнами Шопена, а знаменитые лунные дорожки уводят воображение в иные миры. Его картины необыкновенны по светопередаче – даже полотна, изображающие ночь, не оставляют ощущения мрачности и подавленности. Наоборот – в них тайна мироздания, волнующие, романтические образы. Мерцающий гипнотический свет луны, простирающийся по водной глади, настолько естественен, что невольно подходишь совсем близко, чтобы разглядеть секрет этого сияния. В какой-то момент даже начинает казаться, что освещение в зале – не от электрических ламп, а возникает от изображения ночного светила.
У Айвазовского была потрясающая способность – оказываться в нужное время в нужном месте. Так, в 1836 году, на выставке в Академии художеств, он познакомился с четой Пушкиных незадолго до смерти поэта, и уже на протяжении всего своего творческого пути не расставался с его образом. 10 картин Иван Константинович посвятил Пушкину. Одну из них, названную «Лунная ночь у взморья. Константинополь», он написал к 10-летию гибели Александра Сергееевича и подарил его вдове — Наталье Николаевне.

«Лунная ночь у взморья. Константинополь», 1847г.

«Лунная ночь у взморья. Константинополь», 1847г.

На протяжении своей жизни Айвазовский неоднократно обращался к теологической тематике, писал картины на евангельские сюжеты. Три работы, отражающие эту сторону его творчества, особенно привлекли моё внимание: полотно «Всемирный потоп», перекликающееся с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (общая идея вселенской катастрофы), «Хождение по водам» (о полном убеждении в силе веры) и «Античные поэты на морском берегу в лунную ночь».

«Античные поэты на морском берегу в лунную ночь», 1886г.

«Античные поэты на морском берегу в лунную ночь», 1886г.

Сюжет последней картины связан с легендой о так называемой «Учительской скале» на острове Хиос и с именем Гомера – якобы на ней древнегреческий поэт встречался со своими учениками для состязаний в риторике и мастерстве стихосложения. Стоя перед полотном, явственно чувствуешь близость чего-то таинственного. Сначала никак не могла понять, от какой части картины исходит это ощущение: вот люди, собравшиеся на скале в полумраке, а позади них — тёмные кусты. Не оттуда ли? Потом поняла: таинственное идёт оттуда, куда люди направляют свой взор – вперёд, за горизонт, освещённый космическим лунным светом, в энергетическое пространство будущего…
Но сам Иван Константинович не был бесплодным мечтателем, а жил активной жизнью. Жажда всё увидеть и всё узнать сохранялась у него на протяжении всей жизни. Много путешествовал, причём его путешествия не были праздными — в поездках он изучал работы великих мастеров прошлого и известных современников, живо интересовался приморскими местами. Путешествия давали материал для сюжетов, которые художник создавал как по свежим впечатлениям, так и возвращаясь к темам через несколько лет, вновь проживая и переживая давнишние события. Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью — например, ледяные горы Антарктиды он писал 50 лет спустя!
Являясь художником Главного морского штаба, на протяжении многих лет дружил с выдающимися русскими флотоводцами — М.П.Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым. Участвовал в морских экспедициях и военно-морских походах. Живо откликался на современные события (последняя работа в этом направлении – русско-турецкая война 1887-1888 годов). Получал официальные заказы от морского ведомства на картины, изображавшие исторические сражения и воспевающие славу и мощь русского флота.
Военно-морской флот отвечал ему взаимной преданной дружбой. Специально для художника стреляли из корабельных пушек, чтобы он видел, как ядра рикошетом летят по морской глади. А в 1846 году, когда Айвазовский отмечал 10-летие своей творческой деятельности, в порт Феодосии вошла флотилия во главе с флагманским кораблём «Двенадцать Апостолов» и дала салют в честь художника. Не каждый удостаивается подобных почестей!

«Смотр войск черноморского флота в 1849 году», 1886г.

«Смотр войск черноморского флота в 1849 году», 1886г.

Помимо картин, на выставке также можно увидеть макеты кораблей, навигационные приборы, подзорные трубы, принадлежавшие адмиралу Лазареву, глобус звёздного неба – эти и другие подлинные предметы флотского обихода предоставлены из фондов Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Альбом великого князя Константина Николаевича, в котором, среди работ известных живописцев, находятся рисунки и акварели Айвазовского. Портреты родных и близких кисти самого Ивана Константиновича.

Летопись его жизни и творчества: редкие фотографии и документы — жалованная грамота императора Александра II от 4 декабря 1864 года о «…потомственном дворянском достоинстве…», снимок с семьёй в имении Шейх-Мамай, фото торжественного открытия Субашского водопровода и фонтана им. И.К.Айвазовского 18 сентября 1885 года. Записные книжки художника: одна — с заметками о пейзажах, заказанных ему турецким султаном; другая – с рисунками. Телеграмма П.М.Третьякову, написанная на бланке рукой Айвазовского (потом текст, как и положено, печатали на телеграфной ленте): «Сердечно тронут дорогим Вашим вниманием». Юбилейные подношения от разных ведомств – военно-морского флота, Министерства народного просвещения, депутатского собрания Санкт-Петербурга и многих других. Шуточное стихотворение, адресованное Айвазовскому художником и архитектором, членом-учредителем по устройству Русского музея в Петербурге, одним из разработчиков проекта здания Музея изобразительных искусств в Москве и автором памятника Александру II в московском Кремле, П.В.Жуковским (сыном поэта В.А.Жуковского):
«Быть может смело поступаю,
Что я, не признанный поэт,
Пред Юбиляром выступаю,
Стихами выразить привет»

Любопытный документ – меню общественного обеда «В честь юбилея 60-летия художественной деятельности И.К.Айвазовского». Вот некоторые блюда из этого списка:

1) Суп «Чёрное море»
Пирожки «Хаос»
Борщок «Средиземное море»
2) Осетрина «Посейдон»
Соус «Азовское море»
3) Филей «Синоп»
Соус «Наварин» и «Ниагара»

Даже здесь не обошлось без излюбленной художником морской тематики!..

На мой взгляд, Иван Константинович прожил интересную, плодотворную творческую жизнь. Ладил с людьми. Был любим ими. Много и с удовольствием работал. Ко всему прочему, был не только прекрасным колористом, но и блестящим рисовальщиком. Рисовать начал ещё мальчиком – на случайных листах бумаги, на обрывках газет, на белёных стенах домов. Рисовал парусники, рыбацкие баркасы, море – то, что видел в своей повседневной жизни. Море…

«Я морем только и жил…», — говорил он. И море показывало ему все свои состояния, все грани, всю мощь и безудержность – всю симфонию своей богатой жизни. «Подобно древним творцам-демиургам, мастер создаёт свой мир, хорошо им знаемый и бесконечно любимый, — мир воды, неба, воздуха и света», — говорится в путеводителе, выпущенном к выставке Айвазовского.
Часы, проведённые мной на выставке – время, проведённое в мире воды, неба, воздуха, света, любви и счастливого творчества. Это так здорово!

10.11.2016
С.Наумова-Чернышова