Ирина Головкина (Римская-Корсакова) – «Лебединая песнь (Побеждённые)»
(С.-Пб., Издательская группа «Лениздат»,
«Книжная лаборатория», 2017г. – 992с.)
Впечатление о романе
Сейчас я живу с ощущением, что в моей жизни что-то произошло, отчего она, эта жизнь, в некоторой степени изменилась, наполнилась новыми чувствами, знаниями, образами, мыслями. Так бывает, когда определённое количество времени пребываешь в нестандартной для себя ситуации – например, путешествуешь или переживаешь неординарное событие, переворачивающее вверх дном все прежние представления о действительности. Это ощущение дала мне книга, которую я совсем недавно закончила читать, но которая до сих пор живёт во мне и даёт возможность иначе смотреть на окружающий мир и оценивать его. Книга эта – роман «Лебединая песнь» Ирины Владимировны Головкиной (урождённой Римской-Корсаковой), внучки великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова; роман имеет второе название – «Побеждённые».
Роман, действие которого разворачивается в Петрограде 30-х годов ХХ столетия, рассказывает о нескольких аристократических семьях, не покинувших Россию после революции и Гражданской и подвергшихся сталинским репрессиям. Это повествование о совести, чести, моральных принципах, вере, верности и долге по отношению к себе и другим людям, к своей Родине. Как написала в предисловии автор, Ирина Владимировна Головкина, «В этом произведении нет ни одного выдуманного факта — такого, который не был бы мной почерпнут из окружающей действительности 30-х и 40-х годов». Именно поэтому книга получилась такой правдивой и искренней. Наталья Павловна, Ася, Олег, Ёлочка – они совсем другие. Люди другой эпохи, социума, убеждений, воспитания, поведения — они живые, а не выдуманные персонажи!
В романе не разбираются причины возникновения революции, не ставится вопрос о правых и неправых, а просто описывается каждодневная жизнь людей, их мужество и стойкость, проявляемые несмотря на лишения, несправедливую травлю и истребление. А уничтожали не только физически крепких, могущих и готовых работать, служить Отечеству. Немощных стариков вырывали из привычной обстановки и отправляли в ссылку, перспективную молодёжь исключали из учебных заведений «за происхождение», а маленьких детей делали несчастными сиротами, уничтожая их родителей. Избавлялись ото всего яркого, индивидуального. Репрессии коснулись и интеллигентов-профессионалов. Как горько было читать о том, что хирурга, первоклассного специалиста «из бывших», отстранили от операций и отправили в ссылку, а на его место поставили малообразованного доктора-казаха, не соблюдавшего элементарные правила асептики. И даже то, что в отделении регулярно стали возникать послеоперационные осложнения, никого не остановило. Как бы выиграло наше общество, если бы образованным, талантливым людям дали возможность работать, проявлять себя, делиться накопленным опытом! Но система не думает о людях. Системе нужно подчинение.
Проживая день за днём вместе с героями «Лебединой песни», я вспомнила свои занятия в университете и преподавателя курса «Психологии творчества», нейропсихолога Татьяну Григорьевну Визель, её интересные рассказы о старой нянюшке, попавшей к ним в семью в уже довольно преклонном возрасте. До революции нянюшка, у которой тогда была маленькая дочь, служила ключницей в богатой и знатной дворянской семье. Хозяева учили простую девочку наравне со своими детьми. Благодаря этому она знала иностранные языки, а впоследствии освоила профессию золотошвейки. В первые годы советской власти это и послужило поводом для репрессий – молодая женщина сгинула в лагерях; спасибо добрые люди приютили старушку-мать.
Нянюшка всегда отзывалась о господах в исключительно уважительном тоне. Рассказывала об их выдержке и уважении к простым людям. О строгости воспитания детей, об отсутствии потакания детским капризам и истерикам «Купи! Хочу!» и о том, как на неделе господа кушали скромно (картошка, капуста), а в воскресенье был непременный праздничный обед со сладостями.
…Роман «Лебединая песнь» был написан в 30-годы, но после начала массовых репрессий сожжён автором; позже воссоздан заново, доработан, отпечатан на машинке и оставлен с условием, что он будет опубликован через 30 лет. Расчёт был сделан на то, что по истечении указанного срока и автора не будет в живых, и времена переменятся.
Впервые книга опубликована в 90-х годах. Послесловие к ней написал внук Ирины Владимировны – Николай Кириллович Головкин. Любопытно, что сразу же после прочтения книги, в которой несколько раз упоминается опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», на канале «Культура» я увидела её трансляцию. Вот они, случайные неслучайности!
Очень советую прочесть роман. Кроме того, что это редкое по глубине и эмоциональной силе произведение, это ещё и совершенно дивный – чистый, богатый и образный – русский язык.
28.06.2018
С.Наумова-Чернышова