Сейчас этого храма, как и самого хутора московского Никитского женского монастыря, нет на лобненской земле, а о его недолгом существовании напоминает лишь поклонный крест…
В 1903 году владелец Полянской хлопкопрядильной фабрики С.Крестовников купил к югу от деревни Катюшки участок земли и передал его Русской Православной церкви. Купил ради своей горячо любимой сестры Надежды. Подробности неизвестны, но есть определённые предположения. Во-первых, Надежда Владимировна Крестовникова родилась в Москве в 1865 году, но детство провела в Поляне. Вышла замуж за Александра Николаевича Миляева. В Интернете есть сведения, что он был одним из основателей в 1888 году Московского нумизматического общества, и либо жил на Никитской улице, либо часто посещал (возможно, с женой) находившийся там магазин древностей, который принадлежал одному из членов общества. Во-вторых, московский дом Крестовниковых стоял на Собачьей площадке (это Новый Арбат), Никитский монастырь располагался неподалеку. Кстати сказать, этот монастырь был основан в XVI веке боярином Никитой Романовичем Юрьевым. Он же был владельцем села Чашниково и окрестных земель, в том числе и катюшинской. Наверняка Надежда бывала в Никитском монастыре и была знакома с игуменьей Паисией. Возможно, в какой-то момент она предложила организовать монастырский хутор недалеко от Поляны, где жили родители Надежды. Или, наоборот, Паисия обратилась к ней с такой просьбой. Отец не успел помочь осуществлению замысла, в апреле 1901 года Владимир Константинович умер. А вот брат помог.
24 сентября 1904 года Строительное отделение Московского губернского правления составило протокол, в котором было написано, что, рассмотрев препровождённый Московской Духовной Консисторией проект на постройку деревянной церкви-школы при деревне Катюшки Московского уезда, Строительное отделение нашло этот проект составленным правильно. Постройка церкви-школы согласно ему, в техническом отношении, допущена с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившего на то законное право. «В виду сего, Строительное Отделение полагает: означенный проект утвердить…». К протоколу прилагался план.
5 октября 1904 года состоялась закладка церкви-школы во имя преподобного Серафима Саровского и в ознаменование рождения цесаревича Алексея – долгожданного наследника. Об этом событии было рассказано в «Московских церковных ведомостях»: «С 10 часов утра из храмов соседних сёл шли к месту этому крестные ходы. С хоругвями и многими иконами, с духовенством в светлых облачениях, в сопровождении массы народа. Перед деревнею Катюшки к соединившимся крестным ходам прибыл из Москвы хор монахинь Никитского женского монастыря, и вся окрестность огласилась торжественным пением монастырского хора. Перед хутором на окраине леса процессия была встречена игуменьей Никитского монастыря Паисией с членами столичного отделения Кирилло-Мефодиевского братства, протоиереем А.Г.Полотебновым в облачении, которыми совершён был чин закладки храма-школы с духовенством окрестных церквей в присутствии директора соседней фабрики Крестовниковых и гостей, прибывших из Москвы».
Через семь месяцев церковь-школа была открыта. Она была деревянной, на каменном фундаменте и рассчитана на 50 человек. Внутри находился прекрасный трёхъярусный дубовый иконостас с иконами преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. В 1905 году сюда был направлен служить священник Иоанн Виноградов (ещё в 1903 году, ему было тогда 24 года, он стал диаконом Никитского монастыря). Диаконом был Владимир Сергеев-Розанов. До самой революции о.Иоанн заведовал и приходской школой. А в 1910 году стал преподавать Закон Божий (до 1918 года) и в Пучковском земском училище. Поэтому нет ничего удивительного, что многие жители Пучков и Поляны стали ходить в монастырскую церковь в Катюшках. В школе преподавала и послушница А.Александрова. 22 мая 1906 года прихожане преподнесли писанные на кипарисе иконы преподобного Серафима Саровского игуменье Паисии за построение церкви-школы и отцу Иоанну за его пастырские труды. А накануне о.Иоанн совершил всенощное бдение, на литию и величание выходил настоятель Антиохийского подворья в Москве архимандрит Игнатий с доцентом Московской духовной академии иеромонахом Серафимом.
В «Московском церковном вестнике» за 1908 году была опубликована заметка Д.Введенского «В тихом Серафимовском уголке». Вот отрывок из неё: «Здесь сначала был один убогий домик-сторожка, а теперь, через три года после постройки церкви-школы, уже ютится около храма до тридцати сестёр-насельниц новоустроенной обители, процветающей при заботах игумении Московского Никитского монастыря Паисии. Нам пришлось быть в этой обители в знаменательный день кончины преподобного Серафима, предавшего блаженный дух свой Богу 2 января 1833 года. Случайный богомолец невольно увидит в этом тихом уголке незримую «Святую Русь». Даже внешнее положение Серафимовского Никитского иноческого хутора напоминает известную картину Нестерева. Здесь уютный храм, скромные келии сестёр, церковная школа…
В недавнем празднестве 2 января нам как-то особенно вспомнился здесь преподобный, приглашавший всех ровно 75 лет назад к своей чудодейственной могилке. Долгое всенощное бдение и на самый день празднества поздняя литургия, торжественно совершённая тремя архимандритами: ректором Московской семинарии Феодором, ректором Киевской семинарии Амвросием и синодальным ризничим Гавриилом – всё это было как бы отголоском того призыва, который слышался из уст самого Преподобного.
Благовест колокола, разносившийся по занесённому снегом перелеску и полянам, сонм трудниц-инокинь, толпы богомольцев, с каким-то особым умилением выстаивавших до самого конца и всенощную, и литургию, дети – ученики, которых так любит, и особенно за прислуживание в храме, настоятельница Никитского монастыря, – всё это говорило, что пламень веры преподобного Серафима незаметной струёй переливается в сознание народа. И эта струя особенно ощутима в тихих уголках родной земли. Таким-то уголком и является, между прочим, Серафимовский хутор Никитского монастыря.
Недолго существует здесь храм. Всего с 1904 г., а в нём уже молитвенно преклонял свою выю не один святитель… Необъятно широка, видно, могилка Преподобного… Везде он слышит и везде откликается… Стало быть, ещё цела «Святая Русь». В тот день в Серафимо-Никитской женской обители было необычайно много молящихся, всем раздавали образки с изображением преподобного Серафима, его краткое житие и брошюры духовно-нравственного содержания.
В том же году на долю школы выпала редкая радость. «Московские епархиальные ведомости» писали: «Государыня Императрица Александра Фёдоровна, близко принимающая к сердцу заботы о народном просвещении в духе веры и благочестия, оказала высокую милость Алексеевской школе присылкой для нея портрета Наследника-Цесаревича, в прекрасной раме, украшенною Императорскою короною. С чувством умиления и глубокой благодарности приняла этот высочайший дар игумения Паисия и сёстры Серафимовского хутора. Обрадованы, несомненно, будут этим знаком внимания и дети Алексеевской церковно-приходской школы, когда увидят у себя в школе изображение Царственнаго младенца. Обучаясь при храме и постоянно посещая его, прислуживая в нём при алтаре и участвуя в пении на клиросе, — что заведено игумениею Паисиею в Алексеевской школе, — оне будут возносить горячия мольбы за весь Царствующий Дом и за юнаго Наследника-Цесаревича».
2 января (по старому стилю) 1909 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, великая княгиня Елизавета Фёдоровна посетила Серафимо-Никитскую женскую обитель. «Её Высочество отбыла из Москвы ранним поездом и со станции Лобня вместе с настоятельницей Никитского монастыря игуменьей Паисией проследовала на лошадях на хутор. По пути в д.Катюшках крестьяне устроили торжественную встречу Великой Княгине, сельский староста поднёс Её Высочеству хлеб-соль, а один из крестьян обратился с приветственной речью, в которой выразил радость по поводу посещения Её Высочеством глухой, отдалённой от города местности. Крестьянин с благодарностью говорил о просветительской деятельности игуменьи Паисии, выразившейся в устройстве храма-школы, что населением особо ценится. Приняв подношение и выслушав благосклонно речь, Великая Княгиня отправилась к расположенному вблизи хутору, где в это время в церкви-школе шло богослужение. Её Высочество присутствовала на литургии и затем на молебне преп. Серафиму Саровскому. В храме находились учащиеся и местные жители. После богослужения в школе Её Высочеству была представлена попечительница школы г-жа Надежда Владимировна Миляева (Крестовникова), принимающая живое участие в Алексеевской церковно-приходской школе. Дети прочитали стихотворения, после чего Великая Княгиня раздала учащимся приготовленные рождественские подарки».
В 1911-1915 годах при храме существовало Серафимовское братство трезвости, которое возглавлял о.Иоанн. 28 мая 1913 года на 82-м году жизни игуменья Паисия скончалась. Похоронили её на кладбище у Серафимовской обители. В миру Паисию звали Екатериной Ивановной Плотниковой. Настоятельницей обители в Катюшках назначили игуменью Марианну (в миру — Мария Михайловна Седова).
Из воспоминаний М.Чистовой:
— Наша семья была очень близка к Марии Михайловне. Она рассказывала о своей жизни. Вот что я помню. Родилась она 30 сентября 1866 года. Окончила в Петербурге Смольный институт благородных девиц. В 20 лет оставила семью и тайком ушла из дома в ближайший монастырь. Свою родословную она скрыла. Жизнь в монастыре началась с земляных работ. Настоятельница стала замечать, что девушка заслуживает иного подхода, и перевела её на другие работы. Вскоре Мария стала монахиней. Обнаружив её грамотность и начитанность, настоятельница выделила ей отдельную келью, где Мария получила возможность читать православные книги, изучать жития святых. Позже её перевели в другой монастырь, где она стала игуменьей Марианной. После назначения в Катюшки она прослужила до закрытия Серафимовской обители.
Когда монастырь закрыли, монахини разъехались по родственникам (у кого они были). А Марианна со своей послушницей Зинаидой остались. Сначала её спрятали крестьяне, позже нашли им жильё на Восточной стороне (ул.Пролетарская, 20). Здесь Марианна прожила всю оставшуюся жизнь (до 9 декабря 1952 года). Наша семья в то время тоже жила на Восточной стороне. Для нас она стала своим человеком. В тяжёлые годы войны Мария Михайловна обедала у нас, а Зинаиде мы носили еду, так как она очень ослабела и ходить не могла. Но всё равно пересиливала свою немощь и помогала матушке.
Мария Михайловна очень долго добивалась открытия храма в Киово. На все её запросы был один ответ: «Храм не закрывался». В нашей семье она была первым гостем, делила с нами все печали и радости. Подарила нам иконы, книги, иллюстрации к Библии. На Киовском кладбище игуменья Марианна похоронена между моими бабушками Пелагеей Устиновной Дроздовой и Надеждой Николаевной Фроловой.
Из воспоминаний Н.Усачёвой:
— Возле монастыря было кладбище, все Пучки и Катюшки там хоронили, богатые памятники стояли. В подвале здания были большие запасы продовольствия. Во время голода монахини местное население спасали.
Из воспоминаний К.Добровой:
— Мы ходили в церковь при монастыре. Монастырь был обыкновенный дом, но с красивой деревянной резьбой, а колокольня – как у настоящей церкви. Рядом было кладбище. Монахини следили за чистотой, ухаживали за могилками, просили прихожан не сорить. Потом на месте кладбища построили бараки, развели огороды.
После революции, в духе времени, хутор получил название «Серафимовская коммуна», продолжая жить своей размеренной жизнью. Монахини ухаживали за садом, разводили огород, держали скот. В пруду водилась рыба. На всю округу славились одеяла, что стегали в обители. К свадьбе каждый старался заказать одеяла для будущей семьи. В 1923 году здесь случился пожар. Говорят, что при тушении обнаружили в подвале оружие и запас продовольствия.
В 1926 году в Серафимовской сельхозартели, относившейся к Катюшкинскому сельсовету, проживали и работали 36 женщин и 2 мужчин. В 1928 году здание обители было разрушено, а на каменном фундаменте позднее устроили машинно-тракторную станцию.
7 июня 2002 года на месте бывшего хутора Никитского монастыря, на монастырском кладбище, иеромонах Нифонт, настоятель Филаретовского храма, совершил освящение Поклонного креста и литию всем погребённым монахиням и погибшим защитникам Родины. 1 августа были отслужены первый молебен преподобному Серафиму Саровскому и панихида.
источник — Рогова Т.Б. «ЛОБНЯ. Природа. История»
Мало что осталось от монастырского хутора. До наших дней сохранились только пруд с островком, несколько столетних тополей и один из домов, в котором, по-видимому, жили насельницы монастыря.